Триер для чайников

Нимфоманка/Nymphomaniac (2014)

Nymphomaniac

Один из главных провокаторов мирового кино, снял фильм для широкой публики. Ларс Фон Триер приучил любителей кино к тому, что его ленты – удел высоколобых эстетов, способных часами наблюдать болезненные фантазии режиссера, а потом, не менее долго обсуждать их смысл. “Нормальные” зрители, плюясь уходили с половины сеанса не только “Антихриста”, но и например “Догвиля” или “Танцующей в темноте”.

Нимфоманка - Кадр из фильма

В этом смысле “Нимфоманка” проста и незамысловата. Это готовый к употреблению продукт, в меру разогретый и упакованный в красивую коробочку эротики и даже порнографии. В отличии от классических работ мастера фильм начисто лишен фирменной болезненности, нагнетаемой по мере развития сюжета. История извращенной сексуальности главной героини снята легко и с изрядной долей юмора. Даже финал, который наверняка покажется обывателю апофеозом безнравственности, не оставляет неприятного и горького осадка.

Scene from Nymphomaniac

При этом фильм далеко не однослойный, как может показаться. Триер играет жанрами, стилями и очередностью событий. То отсылает нас к самому же себе в прекрасной сцене с мальчиком на балконе, то взрывает мозг подробностями ловли на живца (применительно к соревнованию по соблазнению мужчин за конфетки). Наблюдать за этим весело и приятно, тем более что с драматургией и визуализацией у “Нимфоманки” все в порядке.

Nimfomanka

Актерский состав блистателен, что впрочем уже традиционно для датского режиссера. Актеры становятся в очередь, на пробы к Триеру. Шайа “Мальчик из Трансформеров” ЛаБаф шлет Триеру свое домашнее порно, в надежде быть утвержденным на роль, выбывшая из проекта Николь Кидман моментально заменяется Умой Турман, а участвующие в фильме актеры без колебаний соглашаются на “немоделируемые половые отношения” в кадре.

Они знают – маэстро умеет вытащить из артиста все, на что он способен и еще немного сверх того. “Снимался у Триера”, это как клеймо, как знак качества, как родимое пятно. Такое не смывается и не забывается. Шарлотта Генсбур – нынешняя Прима режиссера, в “Нимфоманке” исполнила пожалуй лучшую свою роль, за последние годы. При том, что предыдущие лучшие ее роли сыграны все там же – в фильмах Ларса Фон Триера.

Нимфоманка

Как итог: “Нимфоманка”, самая интересная из просмотренных мною за последнее пару месяцев кинолент. Так же как и Медем, с “Комнатой в Риме”, Триер повернулся лицом к обычному зрителю, оставшись все тем же Триером. Отличная работа, на которую не жалко четырех часов жизни. 9 из 10