Живые и мертвые
На майских, с перерывом буквально один день, посетили два спектакля – шекспировского “Короля Лир” в версии столичного театра “Сатирикон” и “Стеклянный зверинец” Теннесси Уильямса, поставленный силами студентов Института современного искусства. События эти, между собой совершенно не связанные, и оказавшиеся рядом по чистой случайности, неожиданно “сыграли” именно вместе, на контрасте.
“Король Лир”, поставленный модным Бутусовым еще в 2006 году, в этом сезоне уходит из репертуара “Сатирикона”. Спектакль производит впечатление совершенного, отлично смазанного и притертого, но очень старого механизма. Работает он безупречно, но в каждом движении его шестеренок чувствуется усталость и даже некоторая обреченность.
Придраться совершенно не к чему – Райкин безусловно гениален, окружающая его свита безмерно талантлива и даже выбывшего из состава Максима Аверина в роли Эдмонда очень неплохо заменил Антон Кузнецов. Однако же, словно выбитые в камне реплики и выверенные движения актеров, не оставляют сомнения в диагнозе: перед нами живой труп. Хоть и не лишенный в своей бледности некоторого смертельного очарования. Постановка идет совершенно ровно, без взлетов и падений, без локальных пиков и нерва. Все что должно быть сказано, говорится с нужным темпераментом и интонацией, но огня на сцене не вызывает. Уже, наверное.
На дипломном спектакле, сыгранном для пары десятков зрителей в маленьком зале со скрипучими креслами атмосфера была совсем другая. Герои пьесы и игравшие их актеры, в течении двух часов жили накрепко переплетенными между собой, но все же различными судьбами. И наблюдать за трансформацией исполнителей в тот вечер было не менее интересно, чем следить за сюжетом “Стеклянного зверинца”. Сшитая на скорую нитку постановка жила, дышала и ходила ходуном как мебель на досках старой сцены.
Пульс повествования то подскакивал до запредельных значений, то замирал неловкими паузами. Молодые исполнители могли разыграть абсолютно прекрасный эпизод, тут же скатиться в подростковую меланхолию или напротив – слегка переиграть и передавить, не в силах избавиться от истеричных ноток в голосе. Наблюдать за этим было крайне увлекательно – я наслаждался неповторимостью каждого момента, понимая, что завтра в этих же декорациях может получиться совершенно другой спектакль, с другими интонациями и акцентами, а иногда и актерами )))
Судя по всему, “Стеклянный зверинец” будущие выпускники ИСИ играют на дипломе чуть ли не каждый год и не исключено, что также как и с “Королем Лир”, мы попали на один из последних показов. Студенческий спектакль как мотылек, проживает свою короткую сценическую жизнь беспокойно, слегка бестолково, но очень искренне. А обласканная критиками и зрителями заслуженная постановка во главе с народным артистом тяжелой поступью шагает к неминуемому финалу, сопровождаемая привычными аншлагами. И я не берусь поставить какие либо знаки между этими двумя сущностями. Они очень разные, они просто есть (пока еще есть), а мне просто повезло увидеть их рядом. Одну за другой.