Облачный попадос

Пару недель назад анонсируя выход на отечественные экраны “Облачного атласа”, загорелся идеей, прочитать литературный первоисточник оного, пера Дэвида Митчела. Да и как не загореться, когда нам выкатывают такой потрясающий, пятиминутный (sic!!!) ролик:

Брат и сестра Вачовски, а также примкнувший к ним Том Тыквер, безусловно не зря кушают свой хлеб. Том Хэнкс зыркает, что твой Ален Делон, Холли Берри, хоть и не люблю я её, смотрится весьма и весьма. Ну и конечно, монтаж – важность оного нам разжевали ещё в “Человеке с бульвара Капуцинов”.

В итоге загрузил я в ридер книгу Дэвида Митчела, которая, как пишет Википедия, была в 2004 году включена в шорт-лист Букеровской премии. Да ещё и маме посоветовал почитать. Ага.

Друзья мои, там (по данным моего ридера) 890 страниц. И это было бы полбеды, если бы автор не взялся на на этих самых страницах рассказывать шесть разных историй, происходящих в шести разных временных эпохах. И даже это не было бы столь печально, если бы господин Митчел, не начал бы это делать последовательно, отводя на каждый период страниц по 80-90.

Причём взаимосвязи, между героями разных веков (т.е. основная суть, идея и смысл книги), прописаны настолько бледно, настолько неявно, что практически не цепляют внимание. То есть когда в кино Том Хэнкс, появляется сначала в одном образе, а потом в другом – ты видишь: “Ба! Так это же Том Хэнкс! И наверное это неспроста!” Поэтому становится интересно. А в книге такого интереса нет – ты не видишь, что это снова Том Хэнкс, а автор совершенно не удосуживается нам в этом помочь.

Дело бы пошло веселее, если бы шесть историй чуть динамичнее переплетались по ходу романа. Лев Николаевич в “Войне и мире” мастерски жонглирует сюжетными линиями Наташи, Пьера и Андрея, сплетая их с историческими зарисовками и поддерживая нерв, а также градус повествования. Стругацкие в “Улитке на склоне” изящно перекидывают нас из мира Перца в реальность Кандида и обратно. Акунин, помнится тоже отлично справлялся с таким способом изложения истории. Дэвид Митчел, не таков. Он с упорством, достойным лучшего применения, рисует шесть долгих, параллельных линий, лишь призрачно обозначая надежду на то, что они когда либо пересекутся.

И вот, когда дело приближалось к середине книги, а Митчел затянул очередную новую историю, я сдался. Точно так же, как автор рассчитывает на внимание читателя, читатель вправе предполагать ответные чувства со стороны литератора. Здесь я оных не заметил. Быть может идея великая, но пусть этот недолауреат Букера остаётся с ней без меня. Я, пожалуй, лучше посмотрю фильм, который хоть и оглушительно провалился в прокате, но, по отзывам зрителей, скорее страдает излишней мозаичностью действа, чем описанными выше проблемами одноименного романа. Осталось только дождаться DVD.

Так что, я переключился на “Дзен и искусство ухода за мотоциклом” Роберта Персига, выудив это неординарное произведение, кстати, со страниц “Облачного атласа”. А любителям почитать книжку до того как смотреть фильм, могу порекомендовать “Жизнь Пи” Янна Мартела. Фильм вышел в Америке на прошлой неделе, а до России доберется лишь 1 января. Роман получил Букеровскую премию в 2002 году, что конечно не гарантирует увлекательного чтения, но почему бы не попробовать – смотрите какая красотища получилась, в итоге, у Энга Ли: