После выставки Олега Целкова

Несколько быстрых мыслей и впечатлений после посещения выставки художника Целкова, куда меня сводила Джейн (а кто же еще?)

На художественных выставках, даже относительно камерных, меня в какой-то момент обязательно охватывает чувство пресыщения и сожаления от этого пресыщения. Я люблю рассматривать картины, уделять внимания деталям, задумываться над смыслами, которые несет работа. В идеале мне для этого нужен стул, кресло, диванчик и минут 5…15 на одну картину. Естественно, картин таких не может быть много, иначе время посещения выставки улетит в бесконечность и пресыщение, опять же…

Во всевозможных художественных галереях и эрмитажах с этим совсем плохо. Туда правильно идти на конкретный шедевр, а не “вообще посмотреть”, но и на больших персональных выставках та же беда. Вот и на Целкове осталось неудовлетворенное желание посидеть и посмотреть. Но картин было более сотни, а диванчики и кресла в Московском музее современного искусства не предусмотрены как класс. К финалу экспозиции устал и сожалел об замыленном взгляде.

Знакомиться с художником, то есть впервые касаться его творчества, исключительно по случаю его выставки, с одной стороны признак некоторой дремучести и невежества, с другой же – наоборот, самый правильный способ проникнуться. Также как, например, пойти на концерт исполнителя, которого раньше не слышал совсем. Где, в конце концов, еще можно получить наиболее яркое и явное впечатление, увидеть разные грани таланта, как не посредством личного контакта? Особенно если речь идет о такой вот, ретроспективной выставке.

В случае с Целковым смотреть с чистого листа, узнавая бэкграунд и основные смысловые оси творчества непосредственно в выставочном зале было как никогда круто. Картины тут эмоциональные, яркие, нацеленные на непосредственный контакт со зрителем. За ними нет дополнительного слоя, необходимого для понимания замысла – все снаружи, на поверхности. Даже названия ничего не поясняют и повторяются от работы к работе – “Двое”, “Прогулка”, “Маски”…

Посмотрев Целкова “живьем”, понимаешь, что тут репродукция съедает очень важные детали, ведь почти все творчество художника надо воспринимать в 3D. Речь не только об объемном эффекте, возникающем на его работах, но о мазках, слоях, трещинках, которые тоже воздействуют на человека по ту сторону холста. Меня временами такой рельеф просто завораживал, мне хотелось залипнуть рядом с картиной и рассматривать каждую ее деталь. Но вы помните – картин много, а диванчиков нет совсем. Жаль.

По поисковой выдаче может возникнуть ощущение, что Целков, это исключительно “морды” – так называют неуклюжих персонажей, ставших визитной карточкой художника. Но оказывается, “морды” меняются в зависимости от этапа творчества и замысла автора. Кроме того, Целков работал в самых разных жанрах и, относительно ранние “Агава” и “Канатоходец” не менее интересны и залипательны.

Мне понравилось. К гению чуток прикоснулся. Стал лучше немного, наверное. Делов на пару часов, а удовольствия дофига. Даже здесь зафиксировать сподобился. Хорошая тема, особенно учитывая мерзостные погоды, пока гуляющие по Москве. Выставка работает до 8 мая, денег стоит смешных, посетить ее с девушкой или, напротив, с юношей, идея, как по мне, очень правильная.